20.02.24

Юрий Пустовит: Нам нужно создать эффективное национальное право и экспортировать его

Юрий Пустовит: Нам нужно создать эффективное национальное право и экспортировать его

Краснодар, 13 февраля – Юг Times, Елена Иванова. 16+ Почему юристы обеспокоены перспективой лишения бизнеса частной собственности без предварительного и равноценного возмещения.

В Сочи собрались юристы, адвокаты и инхаусы со всей России - здесь стартовала Зимняя неделя права. Несколько дней они будут обсуждать назревающие тренды нового года и старые проблемы, тревожащие бизнес на протяжении многих лет. «Юг Times» традиционно выступает информационным партнером мероприятия. О том, как развивается сегодня юридическое сообщество страны, что ставит в приоритет и какие изменения хотело бы видеть, рассказал собеседник издания.

Юрий Пустовит , управляющий партнер Адвокатского бюро «Юг»

- Юрий Павлович, что сегодня представляет собой Winter Legal Week?

- Это одно из наиболее значимых событий в юридическом мире, которое мы, к нашему огромному удовлетворению, делаем с партнерами из «Право.ру». Традиционно форум открывает календарь юридических событий наступившего года, и мы собираемся в разгар горнолыжного сезона на Красной Поляне в компании высококлассных практикующих юристов и адвокатов, куда с удовольствием стали приезжать и коллеги из реального сектора экономики. Насыщенная и динамичная деловая программа со вкусом разбавлена неформальным общением и завершается полноценными горнолыжными состязаниями с профессиональным судейством и вручением медалей и призов.

Закон и рынок

- Разговор об актуальных правовых вопросах давайте начнем с нашумевших событий нового года. После пожара на крупном складе одного из маркетплейсов встал вопрос об обязанности компенсировать убытки поставщикам. Наверняка у ретейлера есть и пострадавшие поставщики с Кубани. Каков законный механизм действий в такой ситуации?

- Да, эта история прогремела на всю страну, и ее последствия на сегодняшний день до конца не определены. Согласно информации из публичных источников, склад не был введен в эксплуатацию в порядке, предусмотренном действующим законодательством, а значит, есть большие вопросы к тому, каким образом в нем осуществлялась хозяйственная деятельность. Кроме того, подобный объект, не введенный в эксплуатацию, и, полагаю, при отсутствии государственной регистрации права невозможно застраховать. Это можно было сделать исключительно как строящийся объект и от происшествий, связанных с его строительством, но никак не коммерческой эксплуатации. Так ли все на самом деле, как мы видим из СМИ, я не знаю, но вопросов много. Что касается ущерба товару поставщиков, подобные риски описываются в договорах поставки моментом перехода риска случайной гибели товара от поставщика к маркетплейсу и потом к конечному покупателю. Также эффективным инструментом является страхование подобных рисков. Поэтому поставщикам необходимо предъявлять маркетплейсу претензию и в случае отказа в ее досудебном урегулировании обращаться в суд. При наличии страхования необходимо подавать заявление о наступлении страхового случая страховщику и скрупулезно работать со страховой компанией с привлечением профессиональных юристов и адвокатов.
-

- Еще один тренд, который влияет на обязательства бизнеса, в этом случае перед банками, - рост ключевой ставки. Пока в целях борьбы с инфляцией он будет продолжаться. Как действовать бизнесу, чтобы сохранить себя?

- - Да, рост ключевой ставки - значительная проблема для бизнеса, которая делает кредитные деньги практически недоступными и создает предпосылки для роста процентной ставки по уже выданным кредитам. Здесь очень важно эффективно работать с кредитным портфелем и не допускать ситуации, когда бизнес становится закредитованным и не в состоянии обслуживать кредитный портфель. В этом случае нужно привлекать консультантов и работать с банками по рефинансированию или реструктуризации кредитов. Реальная угроза банкротства заемщика порой действует на банки отрезвляюще, но этот механизм сегодня следует использовать очень аккуратно, предварительно оценив все риски - как гражданско-правовые, так и уголовные, определить круг лиц, которые могут быть привлечены к субсидиарной ответственности, а также сделки, которые подпадают в период, в который могут быть заявлены требования о признании их недействительными.

Судьба имущества

- В связи с последними событиями часто говорят о национализации активов. Уходит иностранная компания - встает этот вопрос, начинаются аварии на коммунальных сетях - снова говорят о национализации. В России нет закона о национализации, но курс на нее явно взят. Нужен ли такой закон? Что он должен разграничивать и определять?

- Вы сейчас подняли очень острую проблему, когда в краткосрочной перспективе наполняется государственная казна, но в среднесрочной и долгосрочной, по моему мнению, это приведет к значительно большим потерям. Ведь нарушается стабильность гражданского оборота, разрушается инвестиционная привлекательность нашей страны, не соблюдается конституционный принцип неприкосновенности частной собственности без предварительного и равноценного возмещения, подрывается доверие к государственным институтам, принимаются судебные решения, которые не основаны на законе и противоречат сложившейся уже более 10 лет судебной практике на уровне Верховного суда РФ. Мы часто видим в СМИ призывы инвестировать в Россию, но не «в зарплату Урсулы фон дер Ляйен», рассказы о том, что на Западе наши деньги и имущество отнимут, одновременно создается порочная практика деприватизации активов внутри России. Да, сегодня Россия находится в непростых условиях, идет СВО, в отношении нас введено беспрецедентное количество санкций, разрушены привычные экономические и логистические цепочки. Несмотря на все это, я считаю, что сегодня как раз тот период, когда нужно показать бизнесу и гражданам России, что наша страна - это действительно территория права, где защищаются инвестиции и право собственности неприкосновенно. Могу предположить, что перед государством стоят определенные задачи, которые необходимо выполнить, но для этого существуют правовые механизмы, которые уже есть в действующем законодательстве и показали свою эффективность. Я не вижу необходимости в принятии отдельного закона, здесь проблема скорее в практике применения, и такая практика должна опираться прежде всего на уже существующие законы. Лишение частной собственности без предварительного и равноценного возмещения, по моему мнению, недопустимо и не может быть оправдано какой-то высокой целью.

- Неприкосновенность частной собственности - важный фактор в праве? Органы прокуратуры стали подавать много исков, в которых оспаривают владение достаточно крупными объектами, например, в Краснодаре так произошло с некоторыми активами бывшего завода Седина, и ведомство анонсирует продолжение. Как правило, иски выигрываются. Эта тенденция не волнует юристов?

- Неприкосновенность частной собственности - гарантия, предоставленная нам Конституцией Российской Федерации. Вы подняли острую проблему, которая носит системный характер. Подобными исками завалены суды по всей России, и Краснодарский край, к моему сожалению, здесь не является исключением. Изначально эта волна исков Генеральной прокуратуры пошла как следствие вынесения приговоров по уголовным делам коррупционной направленности и была направлена на возвращение имущества коррупционеров в казну. Позднее появилась практика, в которой нет никаких уголовных дел, однако Генпрокуратура в подобных исковых заявлениях, описывая события прошлых лет, излагает их выражениями, описывающими состав преступления, присущим оборотам для обвинительных заключений. Из нашего опыта участия в подобных делах могу сказать, что они рассматриваются с поразительной скоростью. Ответчикам не дают возможности представить какие-либо доказательства в материалы дела, суды подобные ходатайства отклоняют, не сильно задумываясь над формулировками, руководствуясь лишь позицией Генеральной прокуратуры, а она, разумеется, возражает на любые действия оппонентов. Одновременно все, о чем просят представители Генпрокуратуры, удовлетворяется судами. Фактически ответчики в подобных делах лишаются конституционного права на судебную защиту, им пока позволяется представить в материалы дела лишь свои возражения в письменном виде. Подобная практика не может не вызывать серьезную озабоченность в профессиональном сообществе, однако видные адвокаты и юристы публично говорят на эту тему очень осторожно и неохотно. О влиянии на деловую среду я уже говорил выше. Полагаю, это приводит к нарушению стабильности гражданского оборота, разрушает инвестиционный климат России и подрывает веру граждан и бизнеса в государственные институты. Успешные истории по данной категории дел в масштабах страны подсчитываются по пальцам одной руки, и можно лишь предположить, что все они являются предметом высоких договоренностей и компромиссов. Во всех остальных случаях Генеральная прокуратура не оставляет ответчикам ни малейшего шанса.

Актуальные механизмы

- Популярна ли сейчас у бизнеса редомициляция? Насколько важно юридическое сопровождение, накопилась ли уже определенная практика?

- Редомициляция простыми словами - смена места регистрации и юрисдикции. В 2018 г. был принят закон, по которому в России образованы два специальных административных района (САР) с условиями деятельности, близкими к офшорным. Это острова Русский в Приморском крае и Октябрьский в Калининградской области. С тех пор ряд компаний из недружественных стран успешно переехали в Россию, сохранив при этом статус и льготы международных. Не могу сказать, что подобный переезд носит массовый характер, но определенный прогресс в этом направлении наметился. Безусловно, нельзя осуществить такую процедуру без квалифицированной юридической помощи. Например, для реализации необходимо, чтобы законодательством страны регистрации такой офшорной компании разрешалась редомициляция. Если закон этого не позволяет, невозможно перенести компанию, используя настоящую процедуру.

- Опцион в России начал действовать в 2015 году, но, кажется, стал востребованным именно сейчас. Насколько эффективен механизм и какие есть подводные камни?

- На самом деле российский бизнес использовал и использует опционы на протяжении значительно большего времени в компаниях, имеющих международную структуру, и в большинстве случаев по английскому праву. После реформы отечественного гражданского законодательства в 2015 году возможность заключать опционные договоры появилась и в российском праве. На первых порах ею пользовались немногие. Новую волну интереса к опционным договорам инициировали события, связанные с применением санкций к России и исходом ряда иностранных компаний из нашей страны. Поскольку бизнес прагматичен и многие не хотят терять такой большой и высокомаржинальный рынок, как Россия, заключаются опционные соглашения о возможности обратного выкупа компаний через определенное количество лет. Есть ряд ограничений, которые налагает на подобные соглашения Правительственная комиссия. Например, максимальный срок для обратного выкупа - не более 2 лет. Как и в любом соглашении, необходимо предусмотреть условия и суммы, по которым впоследствии компании будут подлежать обратному выкупу, и здесь очень важно учесть все ограничения, установленные для подобных соглашений.

Мировая конкуренция

- Вообще, в связи с изменениями в экономических отношениях какие юридические услуги стали наиболее востребованными?

- Есть традиционно востребованные юридические услуги, которые растут вне зависимости от всех этих событий, как правило, это рассмотрение судебных споров, банкротства. Если применительно к последним событиям, в первые дни после начала СВО и введения санкций популярны были регистрации компаний в дружественных юрисдикциях и открытие банковских счетов, приобретение недвижимости и иных активов. За своими клиентами в дружественные юрисдикции, такие, например, как Турция, Армения, Узбекистан, ОАЭ, Китай, поехали российские юристы, открывая офисы за рубежом. Насколько у коллег получилось составить конкуренцию местным юристам и на всем этом заработать, покажет время. Но мое мнение, что экспорт российских юристов без экспорта российского права и российских судов утопичен. Ведь нередко многие российские компании имеют довольно сложную холдинговую структуру с головой где-то в Нидерландах или на Кипре. Так вот, при совершении крупных и значимых сделок они, как правило, используют голландское или английское право, а для подобного даже российские компании предпочтут английских юристов российским. Поэтому нам необходимо сначала сделать эффективное национальное законодательство, где за последние годы заметен значительный прогресс, затем подтянуть практику его применения, где все еще есть над чем поработать, а после поставлять все это на экспорт вместе с российскими юристами. Не нужно изобретать велосипед, достаточно посмотреть на опыт английских юристов, которые создали эффективное английское право, независимые английские суды, после чего захватили юридический мир.

- Российские адвокаты ранее всегда были частью мирового юридического сообщества, стали ли сегодня сложнее механизмы работы?

- Мир очень изменился за эти два года. Те коллеги из недружественных стран, с кем мы регулярно встречались в Москве и на западноевропейских площадках, практически прекратили общение и взаимодействие. Многие отказываются помогать российским клиентам, даже тем, кто не вошел в санкционные списки. Однако ряд английских и американских юридических фирм получили лицензии на работу с российскими клиентами, не вошедшими в санкционные списки, и очень неплохо на этом зарабатывают. Возникли сложности с признанием и приведением в исполнение решений российских судов в недружественных странах, и наоборот, есть сложности с извещением сторон, которые находятся в недружественных странах по причине отсутствия почтового сообщения. Мы, конечно, решения находим, но все стало значительно сложнее и дольше.

- У вас лично и АБ «Юг» немало наград за места в различных рейтингах. И сами исследования выходят достаточно часто. Сегодня рынок юруслуг оценивают отечественные аналитики, так как зарубежные ушли. Для чего компании нужны победы в рейтингах и изменились ли аналитические подходы?

- Да, мы действительно участвуем и занимаем лидирующие строки в международных и российских юридических рейтингах. Участие в рейтинге важно прежде всего для себя самого, оно помогает понять, где ты находишься в соотношении с коллегами и к чему необходимо стремиться. Кроме того, крупный российский и международный бизнес в квалификационных требованиях к юристам при использовании закупочных процедур выставляет требование, чтобы юристы, адвокаты присутствовали в определенных рейтингах. Это не означает, что клиенты при твоем попадании в рейтинг начинают тебя выбирать, потому что ты там есть, но это обязательный набор регалий приличной юридической фирмы, которая хочет работать и работает с крупным российским и международным бизнесом. Из основных международных рейтингов Россию покинули Chambers & Partners, Best Lawyers, которые фактически нас бросили в 2022 году посредине исследования. Мы уже подали анкеты с проектами и проходили беседы с интервьюерами из рейтинговых агентств по России, а впоследствии получили сообщения, что рейтинга за 2021 год и последующие годы по нашей стране не будет. Страницы рейтинга, где ранее можно было увидеть лучших российских юристов и адвокатов, перестали быть доступны на сайтах международных рейтинговых агентств. О том, что это когда-то было в нашей жизни, напоминают дипломы и статуэтки в нашем офисе и офисах коллег. Самым старым и авторитетным национальным рейтингом российских юристов, на мой взгляд, на сегодня является «Право-300». За более чем 15 лет работы у него значительно усовершенствовалась методика отбора компаний, выросли критерии попадания в рейтинг, он стал популярен среди международных юридических фирм, многократно вырос престиж самого рейтинга. Церемония награждения лидеров отрасли рейтинга «Право-300» традиционно происходит в декабре в отеле «Карлтон» и напоминает вручение премии «Оскар», наводняя впоследствии всю ленту в социальных сетях фото и видео счастливых номинантов. Также могу отметить среди авторитетных российских рейтингов юристов рейтинг ИД «КоммерсантЪ», а в прошлом году вышел первый рейтинг юристов от «Российской газеты». Что касается новых компаний - участников рейтингов, конечно, они появляются, с каждым годом конкуренция нарастает и удерживать позиции лидерам становится все сложнее.

Вернуться